9 декабря 2025 года успешно прошёл онлайн ТАМ — семинар под названием «Синергия между обеспечением качества, признанием квалификаций и академической мобильностью: адаптация европейских практик для укрепления системы высшего образования Кыргызстана». В мероприятии приняли участие представители высших учебных заведений, органы государственной политики, аккредитационные агентства, эксперты по обеспечению качества и международные партнёры для обсуждения ключевых аспектов Болонского процесса и его практической реализации в Кыргызстане.
Семинар был направлен на углубление понимания Болонского процесса в национальном контексте, подчеркивание важности синергии между обеспечением качества, признанием квалификаций и академической мобильностью, а также на предоставление участникам практических знаний для поддержки значимых реформ в системе высшего образования. В ходе обсуждений внимание уделялось укреплению политики и практики, приведению национальных рамок в соответствие с Европейским пространством высшего образования (EHEA) и продвижению совместных подходов среди ключевых заинтересованных сторон.
Мероприятие открылось приветственными словами Национального координатора программы Эразмус+ в Кыргызстане, а также начальницы Управления высшего, среднего профессионального и послевузовского образования Министерства науки, высшего образования и инноваций Кыргызской Республики. В ходе приветствия было подчеркнуто значение обеспечения качества, признания квалификаций и академической мобильности для реформирования высшего образования, а также приверженность национальных органов власти поддержке международного сотрудничества.
Первая тематическая сессия была посвящена Болонскому процессу, его основным принципам, ключевым обязательствам и инструментам, а также их значению для развития системы высшего образования в Кыргызстане. Сессия проводилась Главой Секретариата EHEA и включала активную сессию вопросов и ответов.
Вторая сессия была посвящена обеспечению качества в высшем образовании через Европейские стандарты и руководящие принципы (ESG) и их применению в кыргызском контексте. Презентацию по ESG представила специалист по политике и проектам Европейского реестра по обеспечению качества (EQAR), после чего состоялась панельная дискуссия с участием директороа агентства EdNet по обеспечению качества, которая обсудила текущие проблемы в работе аккредитационных агентств и пути повышения синергии процессов обеспечения качества в высших учебных заведениях.
Третья сессия была посвящена признанию квалификаций и академической мобильности как инструментам открытости. Участники рассмотрели национальную рамку квалификаций, микроквалификации и потенциал цифровых инструментов признания. Сессия проводилась ректором университета Адам.
В ходе интерактивного группового обсуждения участники определили приоритетные действия для укрепления синергии между обеспечением качества, признанием квалификаций и мобильностью. Результаты обсуждения были обобщены модератором и послужили основой для подготовки рекомендаций ТАМ и определения дальнейших шагов по сотрудничеству.
Семинар завершился заключительными словами и подтверждением общей приверженности продолжению диалога и сотрудничества. Ключевыми результатами стали разработка дорожной карты по улучшению системы обеспечения качества в соответствии со стандартами ESG, подготовка рекомендаций для политики в области устранения пробелов в обеспечении качества, признании квалификаций и академической мобильности, а также укрепление сетевого взаимодействия и сотрудничества между вузами, аккредитационными агентствами, студентами и международными экспертами.
Рекомендации по результатам семинара:
- Разработать подходы к интеграции микроквалификаций в Национальную рамку квалификаций Кыргызской Республики (НРК КР), обеспечив их соответствие уровням НРК, наличие механизмов обеспечения качества и возможности признания как в академическом, так и в профессиональном контексте.
- Поддержать поэтапное внедрение цифровых решений для признания квалификаций и микроквалификаций как формализованных процедур, направленных на повышение доверия, прозрачности и сопоставимости результатов обучения на всех уровнях образования.
- Использовать пилотные инициативы — в том числе на базе вузов-участников программ Erasmus+ — для апробации цифровых инструментов признания и микроквалификаций, с последующим анализом и масштабированием эффективных решений на национальном уровне.
- Рекомендовать проведение совместного диалогового мероприятия с участием Министерства науки, высшего образования и инноваций КР, вузов, акредитационных агентств, представителей работодателей и других заинтересованных сторон с целью обсуждения текущего состояния, вызовов и путей развития системы обеспечения качества образования и признания квалификаций в Кыргызской Республике.
Программа: ТАМ Программа 9дек
Презентации: