Национальный офис Эразмус+ в Кыргызстане опубликовал новое исследование, посвящённое тому, как вузы страны используют платформы Instagram, Facebook, YouTube и TikTok для продвижения своей общественной роли. Отчёт под названием «Продвижение третьей миссии высшими учебными заведениями Кыргызстана через социальные сети» стал первым всесторонним анализом этой темы в республике.

Что такое третья миссия?

Это вклад университетов в общество за пределами традиционного образования и научных исследований. Она включает взаимодействие с местными сообществами, образовательные и социальные инициативы, сотрудничество с государственными и частными структурами, волонтёрство, инклюзивные практики, поддержку стартапов, бизнес-инкубаторов и цифровых решений для регионального развития.

Основные выводы исследования:

🔹 Большинство вузов Кыргызстана представлены в социальных сетях, однако лишь немногие из них регулярно и стратегически освещают деятельность, связанную с третьей миссией. Наиболее активно используются Instagram и Facebook, в то время как YouTube и TikTok остаются слабо задействованными.

🔹 Ценными примерами цифрового общественного взаимодействия стали аккаунты Американского университета в Центральной Азии (AUCA), Университета Салымбекова, Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова (КГТУ), Кыргызско-Турецкого университета «Манас» (КТМУ), Кыргызской государственной медицинской академии (КГМА), Международного университета Ала-Тоо, Ошского государственного университета и других. Они демонстрируют проекты в области региональных инноваций, студенческие стартапы, местные технологические разработки, просветительские кампании и инициативы в сфере инклюзивного образования.

🔹 В то же время многие вузы ограничиваются односторонней подачей информации: не хватает взаимодействия, сторителлинга и участия студентов. TikTok — крайне популярная платформа среди молодёжи — почти не используется. Потенциал YouTube также недооценивается, несмотря на успешный пример канала КГМА, где среднее число просмотров одного видео составляет около 220 000.

Рекомендации:

– Разработать вузовские стратегии SMM с фокусом на продвижение третьей миссии
– Отдать приоритет историям о людях и вовлечённости, а не только объявлениям
– Привлекать студентов, выпускников и преподавателей к созданию контента
– Ввести регулярные форматы, такие как «Университет и общество» или «Влияние на сообщество»
– Создавать контент на разных языках и адаптировать его под специфику платформ
– Активно использовать хэштеги и тематические кампании для повышения охвата
– Обучать PR- и академический персонал навыкам сторителлинга и цифровой коммуникации

Авторы исследования:

  • Мирлан Чыныбаев (КГТУ)

  • Гульнара Исаева (Erasmus+ Кыргызстан)

  • Рита Исмаилова (КТМУ)

  • Амангелди Жумадилов (Университет Салымбекова)

Исследование было проведено при поддержке Европейского союза в рамках программы Erasmus+ и представлено на семинаре в Бишкеке в апреле 2025 года с участием Министерства образования и специалистов по SMM из вузов по всей стране.

Promotion-of-third-mission-by-Kyrgyz-higher-educational-institutions-through-social-media 

Promotion-of-third-mission-by-Kyrgyz-higher-educational-institutions-through-social-media_kyr

Promotion-of-third-mission-by-Kyrgyz-higher-educational-institutions-through-social-media_rus