Eng  Рус
Болонский процесс и Лиссабонская стратегия

Задачи и цели реформирования высшего образования Европы связаны непосредственно с реализацией двух его основополагающих и движущих сил – Болонского процесса и Лиссабонской стратегии.
Болонский процесс
В настоящее время 46 стран при поддержке ряда международных организаций принимают участие в Болонском процессе, направленном на создание общеевропейского пространства высшего образования (ОПВО). Начавшийся в 1999 году процесс продолжает динамично развиваться, и каждые два года (2001– Прага, 2003– Берлин, 2005 – Берген, 2007 – Лондон) пересматриваются его цели и задачи. Очередная встреча министров образования состоится в Лёвене (Бельгия) в апреле 2009 года.

По итогам последней министерской конференции, прошедшей в мае 2007 года в Лондоне, было принято коммюнике «На пути к европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализации».

В Лондонском коммюнике подведены итоги и установлены приоритетные задачи на последующие два года по следующим направлениям:
- Мобильность является одним из основополагающих элементов Болонского процесса, который создает возможности для личностного роста, развития международного сотрудничества и вносит вклад в улучшение качества высшего образования и научных исследований. Будет продолжена работа по решению проблем, связанных с иммиграцией, признанием дипломов, недостаточностью финансовых стимулов, негибкостью пенсионных схем.

- На национальном и институциональном уровнях достигнут значительный прогресс в переходе на три цикла высшего образования. Отмечена необходимостьреформирования образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда и задачами продолжения образования, повышения уровня трудоустройства и т.д.

- Объективное признание квалификаций высшего образования, периодов обучения и ранее полученного образования рассматривается в качестве важнейшего элемента ОПВО. Для совершенствования деятельности в области признания рабочей группе поручено организовать проведение анализа национальных планов действий и распространение передового опыта в рамках сетей ENIC/NARIC*.

- Квалификационные рамки являются центральным элементом развития ОПВО и важными механизмами достижения сравнимости и прозрачности, которые помогают вузам в разработке модулей и программ обучения, содействуют признанию квалификаций и всех форм ранее полученного образования. Необходимы дополнительные усилия по полномасштабной реализации к 2010 году национальных рамок квалификаций, сертифицированных относительно общей структуры ОПВО, которые будут сопоставимы с предлагаемой Европейской Комиссией Европейскими рамками квалификаций для непрерывного обучения.

- Согласно данным сводного отчета определенные элементы гибкого обучения в течение всей жизни уже существуют в большинстве стран, однако необходимо осуществить системную разработку гибких траекторий обучения.

- Было отмечено, что стандарты и рекомендации по обеспечению качества в рамках ОПВО, одобренные в Бергене, получили широкое использование, а также повысилась степень участия студентов. Будет продолжено международное сотрудничество в отношении взаимного признания и аккредитации. Достигнута договоренность об учреждении Реестра европейских агентств по обеспечению качества высшего образования.

- Остается приоритетным направление более тесного сотрудничества ОПВО (EHEA) с Европейским пространством научных исследований (ERA). Высшим учебным заведениям необходимо предпринимать усилия по введению программ докторантуры в свои институциональные стратегии и сосредоточить усилия по предоставлению возможностей и разработки траекторий развития карьеры для докторантов и начинающих исследователей.

- В аспекте социального измерения необходимо повышать роль высшего образования в обеспечении общественного единства, уменьшении неравенства и повышения уровня знаний, умений и компетенций в обществе. Поступление и завершение высшего образования всех уровней должно отражать разнообразие населения стран ЕС, студентам должна предоставляться возможность беспрепятственно завершить обучение независимо от их социального и экономического положения.

- Европейское пространство высшего образования в глобальном аспекте. Было с удовлетворением отмечено, что во многих регионах мира реформы в рамках Болонского процесса вызывают серьезный интерес и уже привели к началу дискуссий между европейскими и международными партнерами по целому ряду вопросов. Необходимо продолжить работу по совершенствованию информационного обеспечения и повышения привлекательности и конкурентоспособности ОПВО (EHEA), по укреплению сотрудничества на основе партнерства и усилению политического диалога, совершенствованию процедур признания.

В течение последующих двух лет усилия стран-участниц Болонского процесса будут сконцентрированы на развитии системы дипломов трех циклов и расширении возможностей трудоустройства выпускников, обеспечении качества и признания периодов обучения.

* Европейская информационная сеть и сеть Национальных информационных центров по академическому признанию.
Лиссабонская стратегия
Стратегия, принятая на Лиссабонском саммите ЕС в июне 2000 года, направлена на создание самой конкурентоспособной в мире экономики Евросоюза к 2010 году. Стратегия рассматривает университеты в качестве важных партнеров, признавая значимость их научной деятельности, передовой опыт в исследованиях и инновациях, наличие ресурсов и конкурентоспособность.

Лиссабонская стратегия охватывает государства-члены Европейского Союза (27 стран), т.е. меньшую Европу, чем общее количество стран, задействованных в Болонском процессе (46 стран). Руководство Лиссабонской стратегией осуществляется Европейской Комиссией и ответственными лицами в странах-членах ЕС.

Основными приоритетами Лиссабонской стратегии являются:

1) повышение конкурентоспособности (путем инвестиций в научные исследования и укрепления единого рынка);

2) занятость (акцент на создание рабочих мест, улучшение возможностей трудоустройства, инвестиции в человеческие ресурсы);

3) совершенствование социальной защиты, пенсионной системы и здравоохранения;

4) обеспечение более высокого и устойчивого экономического роста (через стимулирование инвестиций в новые технологии и развитие инновационного бизнеса).

В соответствии с Лиссабонской стратегией будет продолжена работа по повышению конкурентоспособности ОПВО путем увеличения инвестиций в научные исследования, в новые технологии и развитие инновационного бизнеса, усиление общественного признания роли ученых, а также создание для них необходимых условий в развитии научно-исследовательской деятельности.

Генеральный Директорат Европейской Комиссии по образованию и культуре
http://ec.europa.eu/education/policies/educ/bologna/bologna_en.html

Болонский процесс
http://www.dfes.gov.uk/londonbologna/
http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/

Лиссабонская стратегия
http://www.europarl.europa.eu/summits/lis1_en.htm#1

** Программы Темпус и Эрасмус Мундус, Эрасмус Мундус “Окно внешнего сотрудничества”, финансируемые Европейской Комиссией, оказывают содействие в реализации вышеназванных задач путем сотрудничества со странами-партнерами в Западных Балканах, Восточной Европе, Центральной Азии и Средиземноморье. Информация о деятельности программы Темпус в республике размещена на сайте http://www.tempus.europahouse.uz
Региональная Конференция
13-14 марта 2009 года была проведена региональная конференция «Болонский процесс и ВУЗы Центральной Азии: проблемы и перспективы реформирования систем высшего образования». В семинаре участвовали национальные команды экспертов по реформированию высшего образования в странах Центральной Азии и Российской Федерации, Национальные координаторы ТЕМПУС и представители ВУЗов из пяти республик ЦА и Российской Федерации, представители проектов ТЕМПУС. Кроме того, были приглашены представители Делегации Европейской Комиссии в Кыргызстане и Министерства образования и науки Кыргызской Республики.

Целью конференции являлось усиление и повышение потенциала национальных команд экспертов по реформированию высшего образования в Центрально Азиатских республиках по продвижению Болонского процесса, а также вопросы интеграции систем высшего образования Центральной Азии в европейское образовательное пространство в рамках Болонского процесса.

Модератором и консультантом на конференции выступила г-жа Кетрин Айзекс, Европейский эксперт по реформированию систем высшего образования в ЕС, имеющей многолетний опыт работы в странах СНГ, в особенности она принимала участие в реализации проекта Tuning в Кыргызстане.

По итогам состоявшейся дискуссии были выделены предложения и рекомендации, направленные на образование единого образовательного пространства стран Центральной Азии при расширении академической свободы ВУЗов.

Конференция была организована Национальным Темпус Офисом в Кыргызстане совместно с Министерством образования и науки КР и была проведена на базе Кыргызско-Турецкого Университета имени Манас в Бишкеке.


Презентации
Ann Katherine Isaacs ECTS Credits and Learning Outcomes in Third Cycle Programmes

The Tuning Project Achievements, Aims and Prospects

The Bologna Process, Tuning and ECTS: Update and Prospects

Draft conference program
Dr. Carita Blomqvist
National Board of Education, Finland
Qualifications Frameworks Current issues in the Bologna Process

Абакирова Гульнара Борубаевна Опыт внедрения кредитной системы ECTS в ИИМОП КНУ

Адамкулова Чинара Влияние программы ТЕМПУС на реформирование Dысшего образования КР в свете Болонской Декларации

Бекбоева Рахат «Болонский процесс и ВУЗы Центральной Азии: проблемы и перспективы реформирования систем высшего образования»

Diploma Supplement

Гиясова Умида, Узбекистан Проекты ТЕМПУС в Ташкентском Государственном Педагогическом Университете

Закирова Г.Д Реализация Болонского процесса в Казахстане: опыт университетов

О.Н. Олейникова Реализация Болонского процесса в России

проф. Назокат Касымова
HEREs Узбекистан
Реформа Высшего Образования в Узбекистане и элементы Болонского Процесса

Хабиб Мирзоев
эксперт НТО в Таджикистане
Реформа высшего образования и продвижение Болонского процесса в Республике Таджикистан

Чокушева Гульнара
координатор НТО в Кыргызстане
Болонский процесс и ВУЗы Центральной Азии: проблемы и перспективы реформирования систем высшего образования

Presentation 1
Разработка ГОС ВПО и учебных планов на основе методологии TUNING в Кыргызcтане

Presentation 2
Руководство по организации системы внутренней гарантии качества для вузов Кыргызской Республики

 
Полезные ссылки
Здесь Вы можете ознакомиться с новостями о последнем конкурсе проектных предложений Темпус
http://eacea.ec.europa.eu/
tempus/funding/higher_
education_institutions_en.php


Здесь Вы также можете найти контакты Национальных Темпус офисов:
http://eacea.ec.europa.eu/
tempus/tools/
contacts_national_tempus_
offices_en.php


Здесь Вы также можете найти контакты Национальных Контактных Пунктов:
http://eacea.ec.europa.eu/
tempus/tools/contacts_eu_
member_states_en.php


Ministry of Education and Science of Kyrgyz Republic Bologna Process Delegation of the European Union to the Kyrgyz Republic Executive Agency Education, Audiovisual and Culture (EACEA) Erasmus Mundus Study in Europe National Offices and National Contact Points Tempus